Но стоит ли переживать по этому поводу? Ведь сейчас промыть форсунки можно в любом красноярском сервисе! Хотите — жидкостью, хотите — ультразвуком. А потом их исправность вам продемонстрируют на специальном стенде. Быстро и удобно!
Удобно… Только вот какая проблема: большинство автопроизводителей запрещают использовать ультразвуковую обработку форсунок, поскольку она способна полностью испортить их. Второе: по ряду технических причин (о них ниже) такая промывка… ничего не промывает. И третье: даже такая, непромытая внутри и, возможно, даже испорченная форсунка на стенде может показать, что она исправна! Как же так?
Дело в том, что при традиционной очистке с помощью ультразвука форсунка подвергается «раздельному» воздействию: ультразвуковой излучатель, закрепленный на ванне с чистящей жидкостью (без нее чистка все равно бессмысленна, поскольку в основе очищающего эффекта лежит явление кавитации — разрушения отложений с помощью воздушных пузырьков в жидкой среде), «трясет» ее, по сути дела, снаружи, а жидкость циркулирует внутри. То есть излучение и инициируемая им кавитация заставляют форсунку очищаться больше снаружи, в то время как слой отложений в рабочей зоне никакого ультразвука может и не получать. А высокая мощность излучателя в ряде случаев приводит к разрушению корпуса детали — вот откуда негативная реакция автопроизводителей!
Вот такими «радостями» зазывают к нам очень многие автосервисы. Возможно, компания «Сакура моторс», организуя у себя пост промывки форсунок, тоже могла бы закупить подобное импортное оборудование и работать «как все». Но поступила она совсем по-другому…
Есть в Красноярске конструкторское бюро «Ист», основанное в начале 90-х ведущими конструкторами и инженерами Красноярского радиозавода. Занимается оно конструированием и производством сложного радиоэлектронного оборудования для геофизических исследований, промышленных предприятий и… станций сервисного обслуживания автомобилей. Возможно, кому-то покажется удивительным, но в нашем не самом передовом городе делают приборы, достойные мирового признания! В КБ «Ист» и обратились менеджеры «Сакуры моторс», подыскивавшие хорошее сервисное оборудование.
Чем же так хороша установка для диагностики и промывки форсунок, разработанная красноярскими специалистами? В первую очередь, здесь применен иной способ подачи ультразвукового излучения: вместо внешнего излучателя, обрабатывающего всю форсунку, ток высокой частоты подается внутрь — на сам сердечник (иглу) форсунки, предварительно приподнятый над седлом за счет подмагничивания. В итоге с ультразвуковой частотой начинают колебаться только рабочие детали форсунки, в зазорах между которыми и накапливаются закоксованные отложения и механические примеси. Поскольку мощность излучения гораздо ниже обычного, никакого вреда форсунке оно не приносит. Ультразвук здесь играет исключительно вспомогательную роль, помогая чистящему веществу или бензину разрыхлять и вымывать частицы грязи.
Но главное в красноярской разработке — даже не это. Помните насчет проверки форсунок на стенде? Так вот, практически на всех постах промывки ваши форсунки проверят на производительность, измерив с помощью специальных мензурок объем топлива, налитый форсункой за определенное время. И все! А теперь смотрите, что такое настоящая диагностика от КБ «Ист». Во-первых, форсунка может быть проверена по нескольким параметрам: электрическому сопротивлению, производительности, жесткости возвратной пружины и пр. Во-вторых, хотя мензурки на стенде тоже присутствуют, производительность форсунки рассчитывается математически куда более точным способом: исходя из разницы рабочего давления в топливной рампе до и после цикла впрыска. В-третьих, проверку можно вести на шести режимах, задавая длительность циклов открытия и закрытия в миллисекундах самостоятельно или выбирая их из заданного набора (чем меньше длительность циклов, тем большие моделируемые обороты двигателя). Сравнивая работу форсунки в разных режимах, можно понять, например, насколько работоспособна возвратная пружина. Кстати, «льющую» форсунку можно определить и без математики: достаточно просто посмотреть на ее факел распыла в момент работы и послушать, как она щелкает. Выглядит довольно интересно: вроде бы исправная на малых и средних режимах форсунка при увеличении скорости в какой-то момент «сдается» — перестает щелкать и превращается в простой кухонный кран, только изливающий не воду, а бензин…
Полноценная диагностика форсунок на разных режимах с помощью математического аппарата, реализованная на современном компьютерном уровне — вот главное достоинство установки КБ «Ист». При этом и «промывочная» часть не отстает: в sweep-режиме форсунка автоматически «прогоняется» по всему диапазону рабочих частот, а возможность подключения ультразвука в любом из шести диагностических режимов позволяет к тому же «подчищать» ее избирательно, только на «проблемных» частотах.
Не запутались еще? На самом деле, насколько важно рядовому автовладельцу знать физический смысл процесса кавитации или запоминать изменение формы факела распыла с ростом оборотов? Сдается, без этих подробностей он будет спать спокойнее… Просто отметьте для себя: стенд очистки форсунок КБ «Ист» — это наша, красноярская разработка, многократно превосходящая большинство зарубежных аналогов. И компания «Сакура моторс», купившая этот стенд, сделала верный выбор.
Проверить работу стенда «Ист» на своих собственных форсунках вы можете в автоцентре «Сакура моторс» по адресу: ул. Вавилова, 1б, телефон 29–65–78
Благодарим за технические консультации В.А.Никонирова, руководителя КБ «Ист».